Им не давали орденов, о них знали очень мало, многие погибали, так и не узнав о победе. Во время Великой Отечественной войны на территории СССР насчитывалось более 7 тысяч партизанских отрядов, в числе которых были и девушки. Такие задачи как разведка, сбор ценной информации, обнаружение противника, спасение людей, доставка еды – все это ложилось на хрупкие плечи вчерашних школьниц. Воспоминаниями о войне с нашими читателями поделилась разведчица, спасшая десятки жизней, Зинаида Александровна Дубченко. В этом году она отметила свой 91 день рождения.
Непрерывную разведывательную работу на протяжении полугода на оккупированной территории вела Зинаида с такими же, как и она, 17-летними юношами и девушками.
- Я родилась в Ростовской области в Красносулинском районе. Когда началась война училась в 10 классе. Война застала нас на площади, где мы танцевали. Вдруг налетел немецкий самолет. Налетел и начал строчить, косить молодежь. Сразу здесь погибло много наших ребят. Класс организовали для эвакуации, которая должна была проходить через Дон, но через него перейти было уже нельзя из-за большого количества трупов солдат, лошадей…. И лошади битые, и люди битые, наши солдаты бегут, отступают…. Была жуткая неразбериха. Классный руководитель по фамилии Шуф собрал нас и говорит: «Ребята, мы не можем эвакуироваться, останемся здесь. Будете работать, я вас распределю по партизанским отрядам, по группам, будете оказывать помощь, вы способные». А нам по семнадцать лет было. Так мы и остались на оккупированной территории.
Меня определили в партизанскую группу разведчицей. Я собирала сведения о немцах: сколько их, сколько машин, какие, где стоят... Все передавала в свою группу. Еще я помогала собирать провизию, потому что партизан некому было кормить, проводила агитацию среди населения. Меня всегда ждали словами: «Зина пришла! Скажи, когда нас освободят? Когда кончится война?».
Из семьи Дубченко на фронт ушли все: отец, брат, сестра и Зина. Воевали за страну, за Родину. В доме оставалась одна мать.
- Когда немцы заняли поселок Скелеватка Красносулинского района, немцы начали мародерство, - рассказывает Зинаида Александровна. - Забрали у населения, в том числе и у нашей семьи, и коров, и свиней, и поросят, и картошку – абсолютно все. Всех оставили на голодную смерть.
По доносу бургомистра и еще группы предателей за несогласие с фашистским режимом семью Дубченко должны были расстрелять 13 февраля 1942 года, но этого не случилось благодаря помощи наших солдат. Территорию освободили 12 февраля 1942 года. О своей участи многие узнали потом, когда были найдены списки на расстрел.
Из-за отсутствия лесов многим партизанам приходилось скрываться в погребах. Также прятались по оврагам, балкам (ярам), длина которых составляла от сотен метров до 20-30 километров, глубина от нескольких метров до десятков метров, а ширина до сотен метров.
- Идет война. Мы в оккупации. Работу свою как разведчицы я выполняю, - говорит Зинаида Александровна. - Собираю нужные для партизан сведения, докладываю. В поселках, хуторах меня ждали с нетерпением: Долотинка, село Павловка, хутор Молаканский… много хуторов я обслуживала. И так в течение 6 месяцев. Только выполнишь одно задание, сразу дают второе, третье. Нашим руководителем был дядя Костя Ткач, так мы его называли. Он нас очень жалел, - но не жалели немцы, которые издевались над местным населением. - Там у нас шахты, а в них такой крупный, прямой ствол в земле. И немцы собирали подозрительные семьи, вывозили к шахтам, ставили, стреляли и туда люди падали. Одну группу нашу партизанскую предали. И вот эту группу 20 партизан немцы скрутили колючей проволокой по 5 человек, поставили перед противотанковым рвом и… расстреляли. Они падали в ров, но некоторые оставались живыми, и когда мы пытались им помочь, немцы стреляли.
А еще немцы сгоняли в сараи стариков, женщин и детей, закрывали их и поджигали. Несколько раз Зина освобождала людей. Незаметно подкрадывалась, открывала запоры и убегала.
- Когда фронт приближался, немцев начали отгонять, мы почувствовали их суету. Идет перестрелка. Они бегают, суетятся, уничтожают нас, сжигают дома.
С наступлением морозов, немцы у местного населения стали отбирать в окопы теплые вещи: и одежду, и обувь, и подушки, и одеяла.
- Январь - февраль 1942 года были очень холодные, - вспоминает Зинаида Александровна. - Да и потом немцы - зяблики. Укутывались в окопах всем, что могли отобрать у русских. Однажды они меня поймали, после того как я открыла дверь сарая и выпустила людей, и заставили снять валенки. Мама плачет, уговаривает: «Зина, сними валенки. Они тебя убьют». Я валенки сняла, бросила в снег, и бегом по снегу босиком от них, лишь бы только спасти свою жизнь. Немцы стреляли в меня, но не попали. А вот осколок гранаты, брошенный вслед, попал мне в ногу. Но я все равно убежала. Это было 8 февраля 1942 года. Потом меня мама укрывала в погребе. Ногу раздуло. Ходить не могла. Благодаря этому и осталась жива. Ведь всех наших уничтожили. Я осталась одна.
После того, как территорию освободили, ее направили в больницу, где ей вытащили осколок. Была задета кость. Из-за этого ранения уже в мирное время разведчица получила группу инвалидности.
После окончательного выздоровления Зинаида Александровна поехала в Новочеркасск и поступила в Мукомольно-элеваторный техникум на специальность техник-технолог мукомольной промышленности.
Диплом специалиста она получала, когда закончилась война.
- Мы жили в общежитии. Половину общежития занимали студенты, половину - солдаты. Слышим - стрельба идет. Солдаты выскочили на улицу, стреляют: «Девчонки, победа, война кончилась!»
Но отстаивать свою репутацию пришлось и после войны. Нахождение советских граждан, хоть и защищающих свою Родину, на оккупированной территории вызывали подозрение у советского правительства. Потом, по словам ветерана войны, ситуация изменилась в лучшую сторону.
Став специалистом, Зинаида Александровна отработала несколько лет в Караганде. Там вышла замуж. В 1950 году они приехали в Александров к свекрови.
- Муж был связистом, после войны работал на военном складе, ремонтировал для армии военную технику. У нас родилось две дочери. Сейчас растут правнучки. И мне хотелось бы, чтобы наша молодежь знала о том, как мы защищали свою Родину, как мы хотели жить и спасать других.
Н.Татьянина., газета Александровский Голос Труда
Фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий